Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства СГСПУ
Ассоциированный член профессиональной общественной организации – РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»
Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в педагогике» Центра профессионального образования Самарской области
Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет; факультет художественного образования.
Институт практической психологии «Иматон» СПб; специальность «Арт-терапия»
Международная школа группового психоанализа (патронат C.O.I.R.A.G., Италия); специальность «Групповой психоанализ».
Защищена по проблеме использования арт-педагогики и арт-терапии в развитии культуры самоорганизации студентов.
Арт-терапия, психоанализ, тренинговая групповая и индивидуальная работа.
Проблемы межличностных отношений; личностный и профессиональный рост; профилактика и лечение личностно-профессиональных деструкций специалистов, работающих с людьми; проблемы самоорганизации, профориентации, самоопределения и др.
Арт-терапия (индивидуальная и групповая работа) / Психоаналитически ориентированная психотерапия
Понятие арт-терапии Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» - букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» - «лечение», то есть буквально арт-терапия - лечение с помощью изобразительного искусства. Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния. В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем. Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель». Уникальные факторы воздействия в арт-терапии Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.). Фактор художественной экспрессии Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения. Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие, высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития. Фактор психотерапевтических отношений Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания. Фактор интерпретации и обратной связи Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно. Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Формы групповой арт-терапии Динамическая арт-терапевтическая группа Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации. Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет). В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др. Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом. Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве. Работа в динамической группе дает каждому участнику: проработку неосознаваемых внутренних проблем, активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы, выявление скрытого потенциала развития личности, возможность научиться более открытой и свободной коммуникации, понимание того, как строить искренние и доверительные отношения, больше уверенности в жизни и др. Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области: для психологов «Профилактика Эмоционального выгорания психолога» для старшеклассников и студентов «Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг» для взрослых «Построение эффективных поведенческих моделей» Тематическая арт-терапевтическая группа Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников. Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии. Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе. Работа в тематической группе дает каждому участнику: возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему, быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии, профилактику стресса, психофизическое и эмоциональное расслабление и др. Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области: «Профилактика профессионального выгорания педагога» Форма студии Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда - на обучении художественным умениям. Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то. Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается. В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии. «Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии» «Арт-терапия в работе с учащимися младших классов» «Арт-терапия в работе с подростками» «Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста» «Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству» Арт-педагогика Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику. Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса. Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности. В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д. Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа). Задачи арт-педагогики: совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление); развитие творческого воображения, фантазии; гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления; социализация, развитие эмоционального интеллекта; самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания; развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр. Более подробно ознакомиться с направлением работы "Воспитательные системы и технологии" можно по ссылке
Контакты
г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106 ж, каб.202 Руководитель направления арт-терапии – Князькова Олеся Николаевна Справки по организационным вопросам - Левина Наталья Геннадьевна. Тел.+7 (846) 333-02-15
МЕРОПРИЯТИЕ |
НАЧАЛО |
|
ДАТА |
ВРЕМЯ |
|
Курс повышения квалификации |
4 октября 2017г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
25 октября 2017 г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
8 ноября 2017 г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
22 ноября 2017 г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
6 декабря 2017 г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
20 декабря 2017 г. |
16:00 |
Курс повышения квалификации |
29 ноября 2017 г. |
16:00 |
Арт-психологический тренинг |
28 сентября 2017 г. |
16:00 |
Арт-психологический тренинг |
29 сентября 2017 г. |
16:00 |
Индивидуальное консультирование |
назначается индивидуально |
|
Индивидуальная консультация |
назначается индивидуально |
|
Арт-психологический тренинг |
21 сентября 2017 г. |
16:00 |
Арт-психологический тренинг |
21 сентября 2017 г. |
18:00 |
КНЯЗЬКОВА
ОЛЕСЯ
НИКОЛАЕВНА
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства СГСПУ
Ассоциированный член профессиональной общественной организации – РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»
Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в педагогике» Центра профессионального образования Самарской области
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет; факультет художественного образования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Институт практической психологии «Иматон» СПб; специальность «Арт-терапия»
Международная школа группового психоанализа (патронат C.O.I.R.A.G., Италия); специальность «Групповой психоанализ».
КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Защищена по проблеме использования арт-педагогики и арт-терапии в развитии культуры самоорганизации студентов.
ОСНОВНОЙ КРУГ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Арт-терапия, психоанализ, тренинговая групповая и индивидуальная работа.
ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕННЫХ ТРЕНИНГОВ
Проблемы межличностных отношений; личностный и профессиональный рост;
профилактика и лечение личностно-профессиональных деструкций специалистов, работающих с людьми; проблемы самоорганизации, профориентации, самоопределения и др.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ
Арт-терапия (индивидуальная и групповая работа) / Психоаналитически ориентированная психотерапия.
1. Понятие арт-терапии
Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» - букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» - «лечение», то есть буквально арт-терапия - лечение с помощью изобразительного искусства.
Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния. В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем.
Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель».
2. Уникальные факторы воздействия в арт-терапии
Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.).
Фактор художественной экспрессии
Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения. Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие, высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития.
Фактор психотерапевтических отношений
Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания.
Фактор интерпретации и обратной связи
Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно. Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации.
Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах.
3. Формы групповой арт-терапии
Динамическая арт-терапевтическая группа
Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации. Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет). В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др. Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом.
Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве.
Работа в динамической группе дает каждому участнику:
· проработку неосознаваемых внутренних проблем,
· активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы,
· выявление скрытого потенциала развития личности,
· возможность научиться более открытой и свободной коммуникации,
· понимание того, как строить искренние и доверительные отношения,
· больше уверенности в жизни и др.
Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области:
для психологов |
«Профилактика Эмоционального выгорания психолога» |
для старшеклассников и студентов |
«Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг» |
для взрослых |
«Построение эффективных поведенческих моделей» |
Тематическая арт-терапевтическая группа
Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников. Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии.
Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе.
Работа в тематической группе дает каждому участнику:
· возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему,
· быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии,
· профилактику стресса,
· психофизическое и эмоциональное расслабление и др.
Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области:
«Профилактика профессионального выгорания педагога» |
Форма студии
Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда - на обучении художественным умениям. Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то. Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается.
В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии.
«Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии» |
«Арт-терапия в работе с учащимися младших классов» |
«Арт-терапия в работе с подростками» |
«Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста» |
«Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству» |
4. Арт-педагогика
Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику. Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса. Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности. В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д. Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа).
Задачи арт-педагогики:
§ совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление);
§ развитие творческого воображения, фантазии;
§ гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления;
§ социализация, развитие эмоционального интеллекта;
§ самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания;
§ развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр.
Познакомиться с возможностями арт-педагогики и арт-терапии в образовательном процессе Вы сможете в ходе освоения программы повышения квалификации:
«Методы арт-педагогики и арт-терапии в работе учителя».