Аннотация программ, тренингов и индивидуальных консультаций

Аннотация программ, тренингов и индивидуальных консультаций

Для педагогов и психологов:

Для всех желающих:

Подробнее

Руководитель направления «Арт-терапия в педагогике и психологии»

Руководитель направления «Арт-терапия в педагогике и психологии»

Князькова Олеся Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства СГСПУ
Ассоциированный член профессиональной общественной организации – РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»
Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в педагогике» Центра профессионального образования Самарской области

Базовое образование

Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет; факультет художественного образования.

Дополнительное образование

Институт практической психологии «Иматон» СПб; специальность «Арт-терапия»
Международная школа группового психоанализа (патронат C.O.I.R.A.G., Италия); специальность «Групповой психоанализ».

Кандидатская диссертация

Защищена по проблеме использования арт-педагогики и арт-терапии в развитии культуры самоорганизации студентов.

Основной круг научных интересов

Арт-терапия, психоанализ, тренинговая групповая и индивидуальная работа.

Тематика проведенных тренингов

Проблемы межличностных отношений; личностный и профессиональный рост; профилактика и лечение личностно-профессиональных деструкций специалистов, работающих с людьми; проблемы самоорганизации, профориентации, самоопределения и др.

Психотерапевтические направления, применяемые в работе

Арт-терапия (индивидуальная и групповая работа) / Психоаналитически ориентированная психотерапия

Список публикаций руководителя программы дополнительного профессионального образования О.Н.Князьковой

  1. Князькова, О. Н. Представления студентов провинциальных вузов о культуре самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). - 2013. - № 11.1 (47). – С. 142–158. – 0,6 п.л.
  2. Князькова, О. Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). – С. 139–143. – 0,5 п.л.
  3. Князькова, О. Н. Особенности культуры самоорганизации студентов: когнитивный аспект / О. Н. Князькова // Акмеология. – № 3–4 - С. 87–88. – 0,3 п.л.
  4. Князькова, О. Н.  О понятии «культура самоорганизации личности студента» / О. Н. Князькова // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 428-432. – 0,5 п.л.
  5. Князькова, О. Н. Содержание понятия «культура самоорганизации личности студента» / О. Н. Князькова // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет культуры и искусства. Выпуск 8. – Самара : ПГСГА, 2013. – С. 11-20. – 0,45 п.л.
  6. Князькова, О. Н. К вопросу о понятиях «артпедагогика» и «арт-терапия» / О. Н. Князькова // Проблемы художественно-эстетического образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы межрегиональной научно-практической конференции. 25 апреля 2013 года. – Самара ; Новокуйбышевск : ПГСГА. - 2013. – С. 39-43. – 0,2 п.л.
  7. Князькова, О. Н. Тренинг эмоциональной устойчивости в формировании навыка самоорганизации студента-первокурсника / О. Н. Князькова // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования : материалы VII международной заочной научно-прак­тической конференции (г. Климовск, 3 декабря 2013 г.). – Казань : Отечество, 2014. – Вып. VII. – 628 с. - С. 137-139. – 0,2 п.л.
  8. Князькова, О. Н. Арт-тренинг в формировании культуры самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии : сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. - Махачкала : ООО «Апробация». - 2014. - С. 9–13. – 0,3 п.л.
  9. Князькова, О. Н. Арт-основанное обучение в образовании детей (arts-based teaching and learning): зарубежный опыт / О. Н. Князькова // Проблемы художественно-эстетического образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы межрегиональной научно-практической конференции. 10 апреля 2014 года. – Самара ; Новокуйбышевск : ПГСГА, 2014. - С. 9–13. – 0,2 п.л.
  10. Князькова О.Н. Арт-терапия как средство формирования культуры самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2014. - № 2. – С. 4-24. – 0,9 п.л.
  11. Князькова, О. Н. Артпедагогические средства в формировании культуры самоорганизации личности студента / О. Н. Князькова // Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства : тезисы международной научно-практической конференции. – Самара : Самар. гос. техн. ун-т. - 2014. – С. 64. - 0,05 п.л.
  12. Князькова О. Н., Смоляр А. И. Развитие культуры самоорганизации будущего учителя: рефлексивный аспект // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: материалы Юбилейной Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2015. Московский областной государственный университет. М.: МАНПО.- Ярославль: Ремдер, 2015. С. 93-98. - 0,45 п.л.
  13. Князькова О.Н. Культурологический подход к формированию культуры самоорганизации личности студента. VII Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти выдающегося учёного-педагога В.А. Сластёнина 22-23 сентября 2016 г. Воронеж.
  14. Князькова О.Н. Методы арт-терапии в профессиональной подготовке бакалавров – будущих учителей изобразительного искусства. Международная научно-практическая конференция «Художественное образование: опыт, проблемы, перспективы», 18-19 ноября 2016. г. Самара
  15. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. - № 4. – С. 228-232.
  16. Смоляр А.И., Князькова О.Н.Модель развития культуры самоорганизации личности студента арт-педагогическими средствами и методами // Проблемы высшего образования. – 2017. №1. – С. 85-89.
  17. Князькова О.Н., Наумова А.А. «Волшебные занятия»: методы арт-терапии в художественном образовании детей с нарушением зрения // XVI Международная научно-практическая конференция "Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения". В печати.

Подробнее

Об арт-терапии

Понятие арт-терапии Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» - букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» - «лечение», то есть буквально арт-терапия - лечение с помощью изобразительного искусства. Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния. В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем. Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель». Уникальные факторы воздействия в арт-терапии Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.). Фактор художественной экспрессии Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения. Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие,  высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития. Фактор психотерапевтических отношений Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания. Фактор интерпретации и обратной связи Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно. Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Формы групповой арт-терапии Динамическая арт-терапевтическая группа Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации.  Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет). В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др. Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом. Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве. Работа в динамической группе дает каждому участнику: проработку неосознаваемых внутренних проблем, активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы, выявление скрытого потенциала развития личности, возможность научиться более открытой и свободной коммуникации, понимание того, как строить искренние и доверительные отношения, больше уверенности в жизни и др. Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области: для психологов «Профилактика Эмоционального выгорания психолога» для старшеклассников и студентов «Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг» для взрослых «Построение эффективных поведенческих моделей» Тематическая арт-терапевтическая группа Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников. Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии. Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе. Работа в тематической группе дает каждому участнику: возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему, быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии, профилактику стресса, психофизическое и эмоциональное расслабление и др. Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области: «Профилактика профессионального выгорания педагога» Форма студии Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда -  на обучении художественным умениям. Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то. Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается. В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии. «Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии» «Арт-терапия в работе с учащимися младших классов» «Арт-терапия в работе с подростками» «Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста» «Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству» Арт-педагогика Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику. Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса. Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности. В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д. Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа). Задачи арт-педагогики: совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление); развитие творческого воображения, фантазии; гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления; социализация, развитие эмоционального интеллекта; самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания; развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр. Более подробно ознакомиться с направлением работы "Воспитательные системы и технологии" можно по ссылке

Подробнее

Контакты

Контакты

г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106 ж, каб.202 Руководитель направления арт-терапии – Князькова Олеся Николаевна Справки по организационным вопросам - Левина Наталья Геннадьевна. Тел.+7 (846) 333-02-15

Подробнее

График проведения мероприятий

 

МЕРОПРИЯТИЕ

НАЧАЛО

ДАТА

ВРЕМЯ

Курс повышения квалификации
"Развитие ребенка-дошкольника методами арт-терапии"

4 октября 2017г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Арт-терапия в работе с учащимися младших классов» 

25 октября 2017 г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Арт-терапия в работе с подростками» 

8 ноября 2017 г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста» 

22 ноября 2017 г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству»

6 декабря 2017 г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Методы арт-педагогики и арт-терапии в работе учителя»

20 декабря 2017 г.

16:00

Курс повышения квалификации
«Профилактика эмоционального выгорания педагога»

29 ноября 2017 г.

16:00

Арт-психологический тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания педагога»

28 сентября 2017 г.

16:00

Арт-психологический тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания психолога»

29 сентября 2017 г.

16:00

Индивидуальное консультирование
«Проблемы эмоционального выгорания, межличностных отношений для педагогических работников»

назначается индивидуально

Индивидуальная консультация
«Проблемы эмоционального выгорания, межличностных отношений для населения»

назначается индивидуально

Арт-психологический тренинг
«Творческое развитие, личностный рост, коучинг» для молодежи

21 сентября 2017 г.

16:00

Арт-психологический тренинг
«Построение эффективных поведенческих моделей» для всех желающих

21 сентября 2017 г.

18:00

 

Руководитель направления «Арт-терапия в педагогике и психологии»

КНЯЗЬКОВА

ОЛЕСЯ

НИКОЛАЕВНА

 

Кандидат педагогических наук, доцент      кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства СГСПУ

Ассоциированный член профессиональной общественной организации – РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»

Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в педагогике» Центра профессионального образования Самарской области

 

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет; факультет художественного образования.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Институт практической психологии «Иматон» СПб; специальность «Арт-терапия»

Международная школа группового психоанализа (патронат C.O.I.R.A.G., Италия); специальность «Групповой психоанализ».

 

КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Защищена по проблеме использования арт-педагогики и арт-терапии в развитии культуры самоорганизации студентов.

 

ОСНОВНОЙ КРУГ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Арт-терапия, психоанализ, тренинговая групповая и индивидуальная работа.

 

ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕННЫХ ТРЕНИНГОВ

Проблемы межличностных отношений; личностный и профессиональный рост;

профилактика и лечение личностно-профессиональных деструкций специалистов, работающих с людьми; проблемы самоорганизации, профориентации, самоопределения и др.

 

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ

Арт-терапия (индивидуальная и групповая работа) / Психоаналитически ориентированная психотерапия.

Об арт-терапии

1.     Понятие арт-терапии

Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» - букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» - «лечение», то есть буквально арт-терапия - лечение с помощью изобразительного искусства.

Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния. В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем.

Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель».

 

2.     Уникальные факторы воздействия в арт-терапии

Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.).

Фактор художественной экспрессии

Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения. Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие,  высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития.

Фактор психотерапевтических отношений

Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания.

Фактор интерпретации и обратной связи

Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно. Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации.

Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

 

3.     Формы групповой арт-терапии

Динамическая арт-терапевтическая группа

Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации.  Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет). В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др. Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом.

Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве.

Работа в динамической группе дает каждому участнику:

·        проработку неосознаваемых внутренних проблем,

·        активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы,

·        выявление скрытого потенциала развития личности,

·        возможность научиться более открытой и свободной коммуникации,

·        понимание того, как строить искренние и доверительные отношения,

·        больше уверенности в жизни и др.

Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области:

 

для психологов

«Профилактика Эмоционального выгорания психолога»

для старшеклассников и студентов

«Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг»

для взрослых

«Построение эффективных поведенческих моделей»

 

Тематическая арт-терапевтическая группа

Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников. Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии.

Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе.

Работа в тематической группе дает каждому участнику:

·        возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему,

·        быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии,

·        профилактику стресса,

·        психофизическое и эмоциональное расслабление и др.

Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области:

«Профилактика профессионального выгорания педагога»

Форма студии

Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда -  на обучении художественным умениям. Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то. Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается.

В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии.

«Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии»

«Арт-терапия в работе с учащимися младших классов»

«Арт-терапия в работе с подростками»

«Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста»

«Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству»

 

4.     Арт-педагогика

Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику. Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса. Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности. В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д. Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа).

Задачи арт-педагогики:

§   совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление);

§   развитие творческого воображения, фантазии;

§   гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления;

§   социализация, развитие эмоционального интеллекта;

§   самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания;

§   развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр.

Познакомиться с возможностями арт-педагогики и арт-терапии в образовательном процессе Вы сможете в ходе освоения программы повышения квалификации:

«Методы арт-педагогики и арт-терапии в работе учителя».