«Определение компетенций образовательных организаций Самарской области в сфере профориентационной деятельности»
13 марта 2014 года в ЦПО Самарской области состоялся проектировочный семинар «Определение компетенций образовательных организаций Самарской области в сфере профориентационной деятельности» В современных условиях нормой становится трудовая и профессиональная мобильность: в течение трудовой жизни люди не раз меняют не только место работы, но и профессии. Человек должен быть готов к этому, понимать и принимать это как социокультурную норму.
В данном ракурсе система образования принимает на себя обязанность по сопровождению процесса профессионального самоопределения обучающихся, подготовке их к будущей профессиональной жизни в современных социально-экономических условиях. Эта работа заключается в формировании компетенций, обозначенных в качестве ожидаемых результатов образования в Федеральных государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования.
Компетентностный подход в совокупности с системностью, последовательностью и непрерывностью деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в итоге позволят обеспечить самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.
Помимо изучения актуального состояния и целевых ориентиров профориентационной деятельности в Самарской области, присутствующие на семинаре специалисты Ресурсных центров, курирующих профориентационную деятельность в образовательных округах, педагогические работники, ответственные за реализацию профориентационной деятельности в образовательных организациях, и педагогические работники, осуществляющие профориентацию обучающихся, определили основные компетенции образовательных организаций Самарской области в сфере организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В частности, участники семинара пришли к выводу, что основными направлениями деятельности структурно-организационной единицы образовательной организации, осуществляющей организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в данной конкретной образовательной организации (Кабинета планирования профессиональной карьеры в образовательной организации) должны стать:
- профессиональное информирование (передача сведений о содержании труда, рынке труда, основах выбора профессии и пр.);
- профессиональное консультирование (оказание помощи в разрешении проблем профессионального самоопределения, обозначенных обучающимся);
- координирование деятельности педагогических работников образовательной организации и внешней среды в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Участники семинара определили необходимые ресурсы для функционирования Кабинетов планирования профессиональной карьеры в образовательных организациях.
Высказанные предложения лягут в основу организационно-распорядительных документов, которые в настоящее время разрабатываются ЦПО Самарской области в соответствии с Государственным заданием министерства образования и науки Самарской области и в дальнейшем будут регламентировать деятельность по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Разрабатываемые документы будут предложены для ознакомления и обсуждения в рамках Интернет-конференции на сайте ЦПО Самарской области с 19 по 26 марта 2014 года.
Материалы семинара.