Литература и чтение как средства социализации личности
29 октября 2015 года состоялся вебинар на тему «Литература и чтение как средства социализации личности». Организатором вебинара выступил отдел воспитательных систем и технологий Центра профессионального образования Самарской области при поддержке партнеров - кафедры педагогики «Самарского государственного университета» и «Самарской областной юношеской библиотеки». Среди активных участников – «Самарский дом молодежи», «Поволжский государственный колледж», «Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева» и «Хворостянский государственный техникум им. Ю. Рябова».
Пропаганда чтения среди молодежи, а также привлечение внимания педагогического сообщества к возможностям использования литературы в воспитательном процессе образовательных учреждений – таковы основные задачи, поставленные организаторами мероприятия. Говоря об актуальности, методист ЦПО Самарской области Иванушкина Екатерина Владимировна, заметила, что по данным госстатистики 37% россиян вообще не читают книги. Социологи выделяют несколько основных причин: отсутствие времени, бурное развитие электронных медиа, переход населения к другим видам досуговой деятельности.
Однако чтение остается одним из основных инструментов развития и саморазвития личности. Этому было посвящено сообщение к.п.н., заместителя директора ЦПО Самарской области Елькиной Светланы Валентиновны. Вспоминая слова Д.С. Лихачева: «Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры», -Светлана Валентиновна указывает на важность чтения для духовно-нравственного развития человека.
2015 год был объявлен годом литературы в Российской Федерации. Благодаря этому, многие инициативы Центра профессионального образования Самарской области, связанные с пропагандой чтения, получили поддержку. О мероприятиях ЦПО Самарской области в рамках Года литературы рассказала начальник отдела воспитательных систем и технологий Филатова Светлана Николаевна. Так, например, был запущен социокультурный проект «Время читать» в профессиональных образовательных организациях Самарской области. Основу проекта составляет технология «book crossing», т.е. свободный обмен книгами. Участники проекта установили полки для обмена книгами на базе собственных образовательных учреждений. Кникоторговая фирма «Чакона» выступала спонсором, безвозмездно предоставив участникам проекта книги. В течение года продолжает работу молодежный социальный театр-читки «Мотория» под руководством методиста ЦПО Самарской области Глазырина Алексея Михайловича. Тренинги по развитию культуры речи, литературные флешмобы, а также публичные чтения литературных шедевров с последующим обсуждением – лишь некоторые формы работы творческого коллектива.
Очень важным, с точки зрения профессионального диалога, было выступление доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики Самарского государственного университета Горячева Михаила Дмитриевича. Говоря о роли литературы и чтения в жизни современного человека, он процетировал слова английского кинорежиссера и продюсера Ридли Скотта: «Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу». Образование - это не только вуз. Это жизнь до и после него. Главный элемент образования — литература. Студент отделения «Психолого-педагогической образование» Иван Трошков порекомендовал прочитать книгу популярного норвежского писателя Эрленда Лу «Наивно. Супер», в которой молодой рассказчик, сомневающийся в себе и в окружающем мире, переживает драму духовной жизни. Роман захватывает остроумностью, иронической сдержанностью повествовательной манеры.
Однако среди молодежи также наблюдается снижение уровня читательской активности и престижности чтения. О том, как привлечь молодежь в библиотеки, рассказали заведующая сектором молодёжного чтения Цупрова Елена Евгеньевна и заведующая центром социализации и адаптации молодёжи ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека» Баранова Дарья Владимировна. Презентация Елены Евгеньевны была посвящена возможностям использования акмеологического подхода продвижения литературы среди молодёжи. Акмеология - это междисциплинарная область знаний о закономерностях развития читателя - субъекта читательской деятельности, включающей разные её уровни и аспекты анализа, на основе принципа единства сознания личности, деятельности и общения. Информационный джем-сейшн, библио-коктейль, арт-экскурс и другие формы работы, представляют новый формат работы библиотеки с читателями. Дарья Владимировна пригласила принять участие в Ночи искусств, которая состоится на базе библиотеки 4 ноября 2015 года в 18:00. Выставка изобразительного искусства, встреча с самарскими поэтами, театрализованное представление по мотивам романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту», а также путешествие по виниловым пластинкам и многое другое для всех пришедших в этот день в библиотеку. Среди ближайших мероприятий: 25 ноября - Областные литературные чтения «Классика. Молодежный формат», 26 ноября - городской интеллектуальный турнир «Знаниум».
Начальник информационно-аналитической и методической консультационной работы МБУ «Самарский дом молодежи» Пестунович Яна Владиславовна проанонсировала видеоконференцию «Год литературы в России: нужна ли литература на национальных языках?», которая состоится 10 ноября 2015 года.
Библиотекарь «Поволжского государственного колледжа» Боталова Светлана Владимировна рассказала об участии учреждения в проекте «Время читать» и литературных викторинах, пользующихся популярностью среди студентов. Организованное библиотекарем анкетирование показало, что 30% учащихся колледжа читают регулярно, 42% - читают в настоящий момент и лишь 15% - не любят читать. 87% респондентов уверены, что книга должна остаться в традиционной печатной форме.
Преподаватели русского языка и литературы «Поволжского строительно-энергетического колледжа им. П.Мачнева» Лопатина Ольга Михайловна и Золоторева Ирина Ивановна рассказали о пользе чтения. А студентка колледжа – Дрыгина Мария – прочитала свое любимое стихотворение Сергея Есенина «Письмо к женщине».
О важности роли преподавателя в пропаганде чтения рассказала библиотекарь «Хворостянского государственного техникума им. Ю.Рябова» Корнилова Ольга Валериевна. Она уверена, что даже самое обычное произведение, эмоционально окрашенное и озвученное преподавателем, а потом еще и пересказанное в другом виде — заинтересует ребенка.
Работа по данной тематике продолжится посредством виртуального диалога на официальном сайте Центра профессионального образования Самарской области – cposo.ru Здесь можно познакомиться с материалами остальных участников конференции, а также принять участие в интернет-опросе «Чтение в моей жизни».
