Воспитание со знаком качества: как повысить качество кадрового ресурса системы воспитания в профессиональных образовательных организациях?

Почему это важно?

Законодательные тренды современной государственной политики России в области образования концентрируют внимание граждан и профессионального сообщества на проблеме воспитания. Совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса признается в настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования. Для этого требуются изменения в содержании и организации воспитательной деятельности, в управлении воспитательным процессом, в создании особой воспитывающей среды, в поиске новых форм сотрудничества. Специалисты, ответственные за воспитательный процесс в профессиональных образовательных организациях, должны иметь достаточно высокий уровень развития профессиональных компетенций в области воспитания, чтобы выступать акторами данных системных изменений.

Как это работает?

В рамках проекта планируется создание системы управления профессионально-личностным развитием классных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, социальных педагогов.

Что позволит сделать система?

  1. создать профиль компетенций специалистов ПОО, отвечающих за воспитательный процесс;
  2. провести процедуру независимой оценки компетенций специалистов, выявить профессиональные затруднения и квалификационные дефициты;
  3. определить индивидуальные траектории профессионально-личностного развития специалистов, включая планирование повышения квалификации, консультационное и методическое сопровождение деятельности, развитие системы партнерского наставничества;
  4. отследить динамику профессионально-личностного развития специалистов ПОО, ответственных за воспитательную работу;
  5. выявить и распространить лучшие практики воспитательной работы, благодаря открытой методической площадке материалов по воспитанию;
  6. экспертно сопровождать работу специалистов ПОО в группах развития, предметом деятельности которых является проектирование воспитательного процесса / воспитательной системы ПОО, контроль и оценка качества системы воспитания (внешний и внутренний аудит), в том числе посредством измерения уровня удовлетворенности субъектов педагогического процесса региональной системой воспитания;

Прогнозируемые эффекты, видение результата реализации идеи

  • Повышение эффективности деятельности специалистов, отвечающих за воспитательный процесс в колледжах и техникумах
  • Мотивация профессионально-личностного развития специалистов и механизмов непрерывного улучшения качества их деятельности (наличие автоматизированных информационных систем, системы мотивации).
  • Повышение уровня удовлетворенности субъектов педагогического процесса системой воспитания.
  • Формирование профессионального сообщества с привлечением экспертов, выступающих в качестве наставников.
  • Повышение престижа педагогического труда и привлечение в эту сферу деятельности молодежи.

Информация о лидере / команде

Лидер проекта:

Иванушкина Екатерина Владимировна, начальник отдела воспитательных систем и технологий Центра профессионального образования Самарской области; руководитель федеральной инновационной площадки «Управление качеством региональной системы воспитания в ПОО Самарской области»; региональный тьютор, сопровождающий процесс реализации программ воспитания в образовательных организациях Самарской области.

Наставники проекта:

  1. Нисман Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, директор ЦПО Самарской области.
  2. Елькина Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, заместитель директора ЦПО Самарской области.
  3. Иванушкина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Самарского национального сследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Теоретические основания проекта

Качество воспитания представляет собой соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Управление качеством воспитания – системное, скоординированное воздействие как на воспитательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования воспитательной системы, ее результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям. Управление качеством воспитания позволяет оценивать и контролировать актуальный уровень функционирования системы воспитания в целом и каждого специалиста в частности и создавать механизмы его непрерывного улучшения.

Управление качеством воспитания ориентировано на три основных компонента:

  • качество воспитания обучающихся профессиональных образовательных организаций;
  • качество организации процесса воспитания;
  • качество созданных условий для воспитательного процесса.

1) Управление качеством воспитания обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Согласно примерной рабочей программе воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», итогом воспитания выступает сформированность личностных результатов, а именно: сформированность представлений и понятий, опыт деятельности и сформированность ценностного отношения. Первый уровень результативности воспитательного воздействия – формирование представлений и понятий. Инструментами оценки здесь выступают, к примеру, анкеты и опросники, при обработке которых можно установить уровень сформированности нравственных понятий (от несформированного до уровня, когда обучающийся имеет четкое представление, дает верное определение понятию). Второй уровень результативности – полученный в ходе воспитательного воздействия опыт деятельности (участие в трудовых акциях, экологических инициативах, конференциях, самоуправлении и т.д.). Инструментом оценки выступает – портфолио (цифровое) обучающегося. Оно служит средством регистрации полученного опыта деятельности. Третий уровень результативности – сформированность ценностного отношения к труду, природе, здоровью, науке, искусству, Родине и т.д. Оценить результативность воспитания на третьем уровне позволяют дескрипторы (поведенческие паттерны, которые являются отражением переживаемого ценностного отношения к объекту материального или нематериального мира). Инструментами оценки являются – педагогическое наблюдение, в ходе которого специалистом регистрируются поведенческие реакции обучающихся, или самооценка, когда обучающийся самостоятельно делает вывод о свойственных или несвойственных ему моделях поведения.

Рассматривая качество воспитания обучающихся в управленческом контексте, важно упомянуть одну из ключевых проблем – отсутствие формализованной процедуры отражения результатов воспитания, что влечет за собой сопутствующие трудности, а именно - невысокую мотивацию обучающихся на достижение личностных результатов и участие в мероприятиях воспитательной направленности. Результаты обучения регистрируются в зачетной книжке, дипломе. Результаты воспитания, не имея материального воплощения, теряют значимость в глазах обучающихся. Управленческим решением данной проблемы является учебная дисциплина «Социально значимая деятельность» (региональная инициатива Самарской области).

Программа учебной дисциплины «Социально значимая деятельность» является частью вариативной составляющей основной образовательной программы среднего профессионального образования. Она включается в блок общего гуманитарного, социально-экономического цикла (для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования) или в блок общепрофессионального цикла (для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования) учебного плана образовательной программы как региональный компонент и реализуется на основе модельной рабочей программы учебной дисциплины. Дисциплина планируется на весь период обучения, начиная с первого курса. Объем часов определяется в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы (имеются обязательные аудиторные занятия). Форма аттестации по дисциплине «Социально значимая деятельность» предполагает промежуточную аттестацию в форме зачета, проводимого каждое полугодие (результаты отражаются в ведомости и зачетной книжке обучающегося, итоговый результат - в приложении к диплому). Оценка проводится методом сопоставления характеристик продукта социально значимой деятельности с заданными критериями. Продуктом участия в социально значимой деятельности является портфолио (комплект представленных доказательств). Сбор портфолио позволяет решить две основные задачи: проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся; оценить полученный в ходе воспитательного воздействия опыт деятельности. Для положительного заключения по результатам оценочной процедуры устанавливается пороговое значение суммарного количества баллов. Пороговое значение суммарного количества баллов определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно. Учебную нагрузку по дисциплине «Социально значимая деятельность» рекомендуется распределять преподавателям, выполняющим функции классного руководителя. Таким образом, данная дисциплина выступает одним из управленческих инструментов, мотивирующих обучающихся на достижение личностных результатов, участие в мероприятиях воспитательной направленности и занятость в дополнительном образовании.

2) Управление качеством созданных условий для воспитательного процесса.

О качестве созданных в профессиональных образовательных организациях условий для воспитательного процесса можно судить по следующим критериям: обеспечение воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами; разработанность нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательный процесс; материально-технические ресурсы учреждений и т.д.

Специалисты, ответственные за воспитательный процесс в профессиональных образовательных организациях, должны иметь достаточно высокий уровень развития профессиональных компетенций в области воспитания, чтобы выступать акторами качественных системных изменений.

Специалисты повышают квалификацию, участвуя в семинарах, практикумах, марафонах профессионально-личностного развития, мастер-классах, единых методических днях, конференциях, конкурсах (конкурсах методических материалов, профессионального мастерства). Автоматизированная информационная система «Кадры в образовании» позволяет выбрать программу повышения квалификации под индивидуальный запрос. Среди программ на выбор: «Технология проектирования воспитательной системы в учреждении СПО», «Организация контроля и оценки качества воспитательной работы при реализации рабочей программы воспитания», «Организация деятельности классного руководителя в ПОО», «Современные воспитательные технологии» и т.д.

Создание региональных рабочих групп по сопровождению воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, формируемые из числа региональных экспертов в области воспитания (заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов), позволяет наделить членов данной группы функциями региональных тьюторов – наставников для специалистов, ответственных за воспитательный процесс.

Вопрос разработанности нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательный процесс решается путем создания открытых методических площадок, как например: электронный методический кабинет специалистов, осуществляющих воспитательную работу в профессиональных образовательных организациях Самарской области (https://do.asurso.ru/course/view.php?id=18). Площадки позволяют тиражировать и масштабировать лучшие практики воспитательной работы. Система внутреннего и внешнего аудита (в том числе тематические аудиты: «Оценка соответствия структуры и содержания рабочих программ воспитания федеральным и региональным требованиям», «Организационно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей (кураторов) учебных групп в ПОО») также позволяет управлять качеством нормативно-методического обеспечения воспитательной деятельности.

3) Управление качеством организации процесса воспитания.

О качестве организации процесса воспитания можно судить по степени достижения следующих целей: реализованность воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности; развитие ученических коллективов и самоуправлеческого начала в деятельности обучающихся. Инструментами управления качеством организации процесса воспитания выступают учебно-методические объединения преподавателей, методические объединения классных руководителей, традиция взаимопосещения учебных занятий и внеучебных мероприятий. Разработанные карты посещения учебного занятия / внеаудиторного мероприятия, чек-листы оценки эффективности процесса деятельности классного руководителя и т.д. помогают внедрять механизмы непрерывного повышения качества организации процесса воспитания.

Развитие образовательной системы характеризуется все большим проявлением квалитативных тенденций. Качество воспитания может служить своеобразным показателем выхода образования из кризиса, показателем поступательного цивилизованного развития общества и эффективности системы образования. Воспитательный процесс будет достигать качественных результатов, если будет опираться на научно-обоснованную, эффективно действующую систему управления, включающую в себя реализацию закономерных связей между количественно-качественными изменениями в объекте и субъекте управления. Как мы видим, качество воспитательного процесса предполагает осуществление комплекса управленческих действий, реализуемых на стадиях проектирования и конструирования целей воспитания, определения параметров, стандартов, критериев качества, моделирования воспитательной и управленческой систем, регулирования и коррекции в процессе их функционирования и оценке результатов.

Сертификат
Презентация проекта