Как понять заранее, на какой режим учебы и последующей работы себя настраивать

Не успеваете одновременно осваивать текущую школьную программу и готовиться к ЕГЭ по нескольким предметам? То ли еще будет! С похожими проблемами сталкиваются и взрослые: современность требует от них быть многозадачными. Кому удается справляться с большим количеством разноплановых трудовых поручений, того ценят работодатели. Впрочем, легко жонглировать делами получается далеко не у всех. Как понять заранее, на какой режим учебы и последующей работы себя настраивать?
Вы любите, когда в школьном ежедневном расписании все уроки разные. Две биологии подряд? Ни за что! Говорят, что частая смена видов деятельности – это почти как отдых…
Но не спешите объявлять себя кандидатом в многозадачные профессионалы. Учителя младших классов могли бы поведать вам, что любой первоклассник дольше 10 минут слушать их не может – поэтому рассказ учителя сменяется записью упражнения, а оно – бурным обсуждением темы урока. Не слишком развитая способность удерживать внимание – это отнюдь не признак многозадачности. С годами учащиеся обычно становятся усидчивее – студенты спокойно высиживают «пары» лекций по одной и той же специальности. А некоторые – к примеру, увлеченные наукой – впадают в такую сосредоточенность, что даже поесть вовремя забывают. А ведь когда-то они не брезговали считать ворон за школьным окном, если решаемая задача надоедала.
Выбираем профессию
Лучше подойдем к вопросу с другой стороны. Вы уже придумали, по какой профессии будете работать? Можно и сейчас, не имея пока на руках результатов ЕГЭ, зайти на сайты по поиску работы – и ознакомиться с актуальными требованиями к представителям интересующей вас профессии. В объявлениях о вакансиях есть графа «Обязанности». Чем больше этих обязанностей перечислено, тем в большей степени многозадачным считается специалист. Стоит хотя бы примерно оценить заранее, сможете ли вы сочетать разные виды рабочей активности – или лучше выбрать более монотонную специальность.
Быстро переключаться между разными вопросами, возникающими в течение дня, придется менеджерам, координаторам проектов, секретарям и диспетчерам – а поскольку такие люди нужны в разных сферах, то специальность по диплому у вас может быть любой. Многозадачность может также потребоваться юрисконсультам – ведь вопросы у клиентов такого юриста могут касаться не только какой-нибудь одной сферы права – и сотрудникам самых разных справочных служб.
Дизайнеры, копирайтеры (сочинители «продающих» текстов на заказ) и педагоги тоже делят свою активность на разные ее виды. Если первые и вторые лавируют между творческим процессом и обсуждением технического задания с клиентом, то учитель выполняет еще больше функций: в классе он ведет урок, в учительской – заполняет документацию образовательного учреждения, а дома – проверяет тетради и готовится к новому занятию. Все те, кому нужно общаться с клиентами, а потом выполнять для них заказы, и все те, кому нужно подтверждать свои рабочие действия документально на грани бюрократизма, уже не могут посвятить свой рабочий день чему-то одному.
Относительно однообразными бывают обязанности человека, работающего при каком-либо подобии склада (лаборатория, библиотека, банк) или однажды разработанного маршрута (линия метро, регулярная экскурсия). Заскучать ему не дают люди, с которыми он сталкивается в процессе работы, однако вопросы, которые могут задать, к примеру, гиду, всё же более предсказуемы, чем вопросы, адресуемые консультантам.
Для ученого «маршрутом» выступает его собственное исследование, а «складом» – весь объем знаний, накопленный человечеством по изучаемой им теме. От этого деятеля потребуется как раз не быть многозадачным, что в случае занятий наукой означает: не разбрасываться!
Если вы пока не поняли, насколько вы способны переключаться между задачами, волноваться не нужно. Так, поступив в медицинский вуз, впоследствии можно будет работать как участковым терапевтом в поликлинике (полдня – обход больных на участке и полдня – прием пациентов по записи, многозадачность тут налицо!), так и просто вести прием в той же самой поликлинике в качестве профильного врача. А став корректором, вы сможете устроиться как в ежедневную газету, так и в ежемесячный журнал – во втором случае мобилизовать себя на борьбу с ошибками вы будете лишь время от времени. Но продумать варианты возможной рабочей нагрузки не рано и сейчас: вдруг все они окажутся для вас неприемлемыми? Тогда нужно выбирать другую профессию! Однако перебирать слишком много занятий тоже смысла не имеет: сегодня в принципе отмечается тенденция к многозадачности. Универсальный профессионализм нынче требуется и гейм-дизайнерам, и девелоперам, и GR-менеджерам, и системотехникам, и экспертам по оценке бизнеса – даже впервые услышав название той или иной профессии, можно наверняка предполагать, что она потребует от вас способности комбинировать неодинаковые виды трудовой нагрузки.
Следует также понимать, что не только потенциальные архивариусы и лаборанты не в восторге от того, что происходит с современными профессиями. Бьют тревогу психологи и медики, ведь склонность брать на себя слишком много дел расшатывает психику специалиста независимо от того, нравится ли разнообразная работа ему самому. Да, реальность сегодня сложна и требует такого же сложного трудового ответа от настоящего профи, но разделение труда когда-то послужило прогрессу и возникновению профессий – возможно, всё-таки пока рано сбрасывать его с корабля истории, чтобы каждый человек мог найти себе дело по душе?
Готовимся к экзаменам. В вузе сочетать разнообразную нагрузку вас не научат. Придется осваивать эту премудрость самостоятельно, в сложных случаях обращаясь за помощью к специалистам по тайм-менеджменту и психологии. А потренироваться можно будет прямо на собственных школьных домашних заданиях в ближайшие дни и месяцы.
Кстати, несколько лет назад ученые доказали, что мозг можно именно натренировать на выполнение большего количества задач, чем он привык выполнять, если переключаться на следующее действие чуть дольше секунды. На практике же, согласно наблюдениям исследователей трудового процесса, на переключения порой отводится вдвое больше времени, чем на само дело, а это тоже никуда не годится. Работа ученых всего мира над проблемой загруженности современных людей всё еще не завершена. Но это не значит, что мы должны взваливать на себя ворох дел, дожидаясь результата соответствующих изысканий. Лучше не увлекаться погоней за двумя зайцами – а учиться составлять цепочку дел так, чтобы в их последовательности была логика.
Продумайте, как сочетать учебу и отдых. Многозадачностью называют не только требование мирового рынка труда. Это еще и термин, обозначающий свойство операционной среды компьютера. На каждую из задач в многозадачной операционной среде должен быть выделен достаточный ресурс – так что и вне такой среды прежде всего нужно научиться получать ресурсы.
Школьники делятся на 2 типа: одни сначала делают уроки, а потом гуляют, другие – наоборот. Первым и прогулка не в радость, если над ними «висят» еще не сделанные упражнения и еще не решенные задачи. А представители второго типа спокойно проводят час-другой на свежем воздухе, сколько бы ни задали на дом, и надо признать, что это и есть здравая позиция. Ведь у их «антиподов» порой просто не остается времени на то, чтобы выйти погулять. И так проходят недели и месяцы. От такого образа жизни убывают силы, а уроки делаются еще дольше – ресурсы в опасности!
В этом случае важно понять, что тревожность и неумение расслабляться требуют проработки. Чтобы ходить гулять со спокойной совестью, сильнее сфокусируйтесь на учебном процессе в школе – и вы легко разрешите себе сделать необходимый перерыв после учебного дня.
Определите порядок следования учебных предметов при подготовке. Полезно символически отделить в своем расписании «просто школьные предметы» от предметов вступительных испытаний. Так вам легче будет увидеть, насколько вы продвинулись в подготовке к вузу – и хорошо ли управляетесь с учебной рутиной. Дополнительную активность можно рассортировывать по этим же блокам. К примеру, если вы любите читать, то ежедневную подготовку к вузу можно завершать получасовым чтением статей о вашей будущей профессии, а обычное приготовление уроков – получасовым чтением художественных книг, либо научно-популярной литературы.
Между этими блоками вполне уместен перерыв на спортивную разминку. Но не пытайтесь демонстрировать многозадачность во время такого перерыва и слушать аудиокниги по изучаемой дисциплине, приседая с гантелями. Лучше вспоминайте инструкции тренера! А ту же аудиокнигу можно послушать в абсолютно свободный день, не отвлекаясь ни на что больше и не ставя перед собой дополнительных задач.
Управляйте освоением экзаменационных предметов. Самое важное в постижении материала – понять предмет в системе, в связи явлений, теории, опытов, задач и упражнений. К сожалению, старшекласснику чаще удается только одно из двух – или получить о структуре учебного предмета поверхностное представление, или глубоко понять отдельные ее моменты, а остальное же – вовсе упустить из виду.
Если вы затвердили последовательность параграфов, решаете основные типы задач и не пасуете перед типичными заданиями ЕГЭ, то сможете неплохо его сдать, а впоследствии – успешно заниматься в вузе. Однако подобный подход совсем не гарантирует ни успешного функционирования вашей долговременной памяти, ни полного понимания изучаемого, ни будущих трудовых успехов. Ведь жизнь сильно искажает школьную и даже университетскую структуру учебных дисциплин.
Зато, если вы уже умеете связывать содержание учебного курса с реальной жизнью и в состоянии отыскать общее между темой по истории или географии и событиями недавнего понедельника, а также без устали ищете и периодически находите следы школьной программы в живой современности, то у вас появляются шансы на интересную карьеру. Но это не значит, что вы сумеете ответить на все вопросы единого экзамена.
Так что вам нужны оба стиля подготовки! Домашние задания выполняйте, не пропуская ни одного упражнения и чувствуя себя прилежным школьником. А в свободное время – на переменках или дома – размышляйте о будущей профессии и о том, что еще нужно изучить, чтобы к моменту выпуска из вуза уже уверенно ею владеть. Это очень интересно! Ведите блокнот с кодовым названием «Моя профессия». Пусть он будет всегда под рукой. Столкнулись с ситуацией, имеющей отношение к выбранной специальности? Услышали новый термин из этой области? Прочли статью об интересном методе работы будущих коллег? Запишите всё это и обдумайте.
Изученное таким способом невозможно забыть. Перечитывая свои записи, вы увидите, что вы научились ставить перед собой действительно много задач – и учебных, и даже профессиональных. Необязательно перерешать их быстро, нет. Главное – видеть и формулировать их самому. И последовательно ими заниматься.
Источник: www.edunews.ru