Портфолио как инструмент мониторинга профессионального самоопределения школьников
Создание инструмента мониторинга достижения личностных результатов обучающихся в части профессионального самоопределения – одна из задач проекта «Ресурсное обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы силами педагогического сообщества Самарской области». Проект – победитель конкурса Фонда президентских грантов, реализуется АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов» совместно с ЦПО Самарской области.
Инструментом мониторинга достижений личностных результатов обучающихся в части профессионального самоопределения учеников 8-9 классов станет портфолио. Это широко рекомендуемая и положительно принимаемая педагогами форма.
На прошлой неделе специалисты-практики из школ Самарской области в рамках проектировочного семинара приняли решение о структуре портфолио и о составе входящих в него материалов. Целью создаваемого школьниками портфолио будет не демонстрация личных достижений, а осознанное решение о продолжении образования после окончания 9-го класса и готовность планировать свою образовательную и профессиональную траекторию в дальнейшем.
Объем портфолио должен быть ограниченным и относиться только к работе ученика по планированию и анализу своих действий в отношении профессионального самоопределения. Все источники информации, с которыми школьникам рекомендуют работать педагоги (профессиограммы, методические материалы, тематические публикации и т.п.), должны быть размещены в открытом доступе на сайтах образовательных организаций или ресурсных служб, их дублирование в портфолио избыточно. А материалы портфолио могут быть не только на бумажных носителях, но и в современном цифровом формате аудио или видео.
«Пока работа по сопровождению профессионального самоопределения в школах держится на педагогах – энтузиастах, часть из которых приняли участие в проектировочном семинаре, – говорит руководитель проекта Екатерина Перелыгина. – Наша задача – сделать технологичное решение, которое может быть реализовано в массовой школе. Если мы внедрим работающую систему сопровождения профессионального самоопределения школьников, то скоро сами школьники, а не их родители и учителя будут принимать осознанное решение. Решение о том, какую профессию и где им получать, на основе знаний о себе, своих возможностях и склонностях, готовности работать в той или иной сфере деятельности и с учетом экономической ситуации в регионе, стране в целом. Значит, регион сможет получить кадры для развития экономики, а бывшие школьники – гибко реагировать на изменения».