Итоги региональной межведомственной конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся "группы риска"»

Подведены итоги региональной межведомственной конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся "группы риска"», состоявшейся 25 апреля 2014 года в ЦПО Самарской области
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью решения одной из актуальных социально-экономических проблем современного российского общества – необходимостью качественного обеспечения кадрами современной экономики. С другой стороны, в обществе, провозглашающем ценности гуманизма, должны быть созданы условия для полноценной социализации всех граждан без исключения, в том числе для их успешной профессиональной жизни. В связи с этим особое значение приобретает деятельность по сопровождению профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей мигрантов и др., так как у этих категорий обучающихся закономерные возрастные проблемы выбора своего профессионального пути усугубляются проблемами социального и психофизиологического характера.

Участниками конференции стали 92 человека: представители министерства образования и науки Самарской области, министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области, благотворительных фондов и социально-реабилитационных центров, образовательных организаций дополнительного профессионального образования, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, других заинтересованных организаций – руководители, специалисты, учителя, психологи, социальные педагоги, методисты, преподаватели, мастера производственного обучения и др.
В рамках конференции были заслушаны доклады:
Дети группы риска: теоретический аспект проблемы (Филатова Светлана Николаевна, начальник отдела воспитательных систем и технологий Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области). Презентация
Международный опыт планирования профессиональной карьеры детей с ОВЗ (Иванушкина Екатерина Владимировна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области).Презентация.


Восприятие иммигрантов старожильческим населением как фактор интегративного потенциала (Кандауров Сергей Петрович, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет»)
Возможности этнических общественных объединений как инструмента адаптации и интеграции детей мигрантов в российское сообщество (Воробьева Светлана Николаевна, редактор сайта Государственного казенного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» (http://www.samddn.ru))
Особенности профессиональной адаптации мигрантов-студентов колледжа (Ефимова Светлана Андреевна, руководитель социально-психологической службы, педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Поволжский государственный колледж»).

Участие БФ "Милосердие" в профориентации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию (Крицкова Евгения Валериевна, директор Благотворительного фонда «Милосердие»). Презентация
Моделирование своего профессионального будущего подростками с ограниченными возможностями здоровья как компонент профессионального самоопределения (Сухомлинова Татьяна Александровна, педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Региональный социопсихологический центр»). Презентация
Проведение мероприятий по профориентации, психологической поддержке и социальной адаптации граждан, имеющих статус инвалида (Шпелева Ирина Александровна, главный специалист управления развития кадровых ресурсов департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской)
Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации студентов «группы риска», обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (Щипова Ольга Владимировна, аспирант кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»)
Личностно-ориентированный подход в работе с подростками, оставшимися без попечения родителей Чудочкина Наталья Васильевна, педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова)
Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально (Брыткова Елена Викторовна, специальный педагог, методист высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Центр специального образования Самарской области»)
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с нарушением слуха (Гоголь Наталья Владимировна, педагог-психолог Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения школа-интернат №117 г.о. Самара). Презентация
Психологическая помощь подростку с ОВЗ в выборе будущей профессии (Дубылкина Ольга Владимировна, педагог – психолог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области). Презентация
Отдельные аспекты регулирования межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «группы риска» (Матвейченко Ирина Николаевна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области). Презентация

Решение конференции:

1. Формат конференции считать эффективным инструментом привлечения внимания общественности к проблеме сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «группы риска»
2. Считать актуальной работу руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов образовательных организаций Самарской области, специалистов других организаций, учреждений и ведомств по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся «группы риска».
3. Признать положительным опыт благотворительного фонда «Милосердие» по сопровождению профессионального самоопределения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Рекомендации конференции:

Всем организациям, учреждениям и ведомствам, заинтересованным в профессиональной ориентации, профессиональной адаптации, профессиональной реабилитации и трудоустройства подростков и молодых людей «группы риска»:
развивать межведомственное взаимодействие организаций, учреждений, благотворительных фондов в части оказания обучающимся «группы риска» помощи в профессиональном самоопределении, в том числе путем реализации совместных проектов, участия в совместных программах и мероприятиях.

Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области", министерству образования и науки Самарской области:
рассмотреть возможность опережающего создания специализированных рабочих мест для выпускников профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья (механизм: министерство образования и науки Самарской области создает условия для получения профессионального образования или профессиональной подготовки лицами с ОВЗ в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы и заблаговременно информирует соответствующие территориальные Центры занятости населения о выпускниках с ОВЗ, Центры занятости населения к моменту получения диплома выпускником с ОВЗ содействуют созданию для него соответствующих рабочих мест).

Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области:
рассмотреть возможность внедрения в практику работы подведомственных министерству учреждений, осуществляющих содействие профессиональной ориентации и адаптации людей с нарушениями физического и/или психического здоровья, опыта центра лечебной педагогики и реабилитационных мастерских (г. Псков, г. Владимир).

Государственному казенному учреждению Самарской области «Дом дружбы народов»:
рекомендовать национально-культурным общественным объединениям Самарской области оказывать содействие образовательным организациям Самарской области в социальной адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей, прибывших в Самарскую область, привлекать к участию в своих мероприятиях обучающихся образовательных организаций и их родителей.

ЦПО Самарской области:
1. Консолидировать информацию о возможностях получения профессионального образования и профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования и науки Самарской области.
2. Представить материалы конференции (докладов и обсуждения) в виде научных статей в печатном и электронном сборнике.
3. Рассмотреть возможность организации повышения квалификации специалистов различных ведомств, осуществляющих содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся «группы риска».

Образовательным организациям, подведомственным министерству образования и науки Самарской области:
1. Активизировать работу с обучающимися с ОВЗ и их родителями по формированию у этих обучающихся активной жизненной позиции, в том числе формированию мотивации трудиться.
2. В целях успешной социальной адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов использовать ресурсы национально-культурных общественных объединений Самарской области.

Как отметила консультант управления профессионального образования и науки министерства образования и науки Самарской области Наталья Сомова, «конференция стала площадкой для конструктивного диалога различных организаций и ведомств, заинтересованных в успешной социализации ребят, имеющих различные проблемы в социальной ситуации развития либо проблемы психофизиологического характера. Она позволила не только поделиться успешным опытом работы, который необходимо транслировать, а также определить формы межведомственного взаимодействия в части оказания обучающимся "группы риска" эффективной помощи в профессиональном самоопределении»
Об издании сборника материалов конференции будет сообщено дополнительно на сайте ЦПО Самарской области.

{gallery}00078{/gallery}