Экскурсия школьников на ОАО «КУЗНЕЦОВ»
Профессиональная ориентация, профессионально-трудовая подготовка, и социально-трудовая адаптации глухих детей, по мнению экспертов, является одной из самых актуальных задач в годы школьного обучения. Одна из задач - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и в дальнейшем успешно трудиться в рабочем коллективе. Экскурсия таких детей на предприятие – одна из эффективных форм, содействующих профессионально-личностному самоопределению, трудовой и социальной подготовке к самостоятельной жизни.
4 февраля 2014 года в целях формирования положительного имиджа профессий и специальностей, востребованных на предприятиях ракетно-космической отрасли Центр профессионального образования Самарской области организовал и провел экскурсию для учащихся ГБС (К) ОУ школа-интернат № 4 г.о. Самара для неслышащих детей в ОАО «КУЗНЕЦОВ». Мероприятие состоялось при участии Благотворительного Фонда "ДетскиеДомики", осуществляющего свою деятельность в 6 регионах РФ в рамках масштабной социальной программы "Образование для ВСЕХ", в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экскурсия на ОАО «КУЗНЕЦОВ» началась с краткой беседы экскурсовода со школьниками через сурдопереводчика у проходной предприятия. Ребят проинформировали о специфике предприятия, о выпускаемой продукции; разъяснили правила техники безопасности.
После беседы ребята отправились в цех сборки ракетных двигателей, где сразу же попали в атмосферу причастности предприятия к достижениям космической отрасли. При входе в цех ребята обратили внимание на галерею с фотографиями отечественных космонавтов. Экскурсантам с гордостью рассказали о том, что в июне 1963 года в стенах цеха состоялся митинг, посвященный полету и возвращению на землю первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту. Работники предприятия участвующие в производстве ракетных двигателей, чествовали на митинге своего героя - Юрия Алексеевича Гагарина, первого в мире космонавта. Об этом памятном событии свидетельствует мемореальная доска с портретом космонавта.
Обзорная экскурсия по цеху продолжилась демонстрацией школьникам моментов сборки двигателей, используемых в запуске ракет- носителей. Показ сопровождался содержательным, эмоциональным рассказом начальника технического бюро Антона Андреевича Скотынянского об общих принципах устройства двигателей, информацией о технологических процессах и использовании в производстве различных материалов.
Также ребята побывали в цехе по изготовлению деталей и узлов для двигателей, где трудятся токари, фрезеровщики и иные специалисты, задействованные в этом производства. По ходу экскурсии школьники через сурдопереводчиков активно общались с работниками предприятия: выясняли особенности содержания профессий и специальностей. Огромное эмоциональное воздействие на подростков оказало непосредственное общение с успешными, активными работниками предприятия из числа глухих и слабослышащих. Из общения с ними ребята узнали о том, что на заводе созданы условия для плодотворного труда и интересного отдыха.
Затем экскурсантам показали экспозицию заводского музея, где представлены все этапы развития предприятия – с момента образования завода в Москве в 1912 году до настоящего времени. Ребята сделали фотоснимки на память.
В завершении мероприятия школьники обменялись впечатлениями и получили из ответы на интересующие их вопросы относительно возможностей трудоустройства, профессиональной подготовки, условий труда и заработной платы, овладения профессиональным мастерством.
Множество положительных примеров успешной профессиональной реализации глухих на предприятии побудило ребят задуматься о том, чтобы связать свою трудовую биографию с ОАО «КУЗНЕЦОВ».
Организаторы мероприятия уверены, что подобные экскурсии послужат основой формирования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимых знаний о современном производстве, содержании доступных им и востребованных профессий, пониманию того, какие требования предъявляются к работникам. В конечном итоге это будет способствовать их профессиональному самоопределению и успешной социальной адаптации.