«Дорогу осилит идущий». Шаг первый
Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор специальных компетенций, предполагающих возможность осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
Учитывая социально-экономические условия современной жизни, Центр профессионального образования Самарской области уделяет особое внимание сопровождению профессиональной карьеры и формированию профессиональной мобильности у молодежи. Особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации – воспитанникам детских домов, социальных приютов, центров постинтернатного сопровождения.
По мнению экспертов, многие воспитанники испытывают затруднения в видении перспектив собственного будущего, постановки жизненных и профессиональных целей. Причины этому - особенности их развития и условия проживания, отсутствие жизненного опыта. Основным аспектом в реализации проекта выступает профориениационное сопровождение профессионального самоопределения воспитанников. Важно то, какими формами и методами и будет осуществляться сопровождение. Свою миссию ЦПО Самарской области видит в координации и методическом руководстве организации профессиональной ориентации и планирования профессиональной карьеры подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Осознавая всю важность проблемы, ЦПО Самарской области включился в проект «Дорогу осилит идущий», инициируемый и реализуемый Благотворительным Фондом «Милосердие» для воспитанников социального приюта МКУ «Ровесник» и других учреждений.
Открытие проекта состоялось 22 ноября 2013 года в социальном приюте МКУ «Ровесник». Организаторы встречи пригласили ребят принять участие в мероприятиях. Предполагается, что экскурсии на предприятия, в учреждения среднего профессионального образования Самары, мастер-классы «Школа поиска работы», групповые и индивидуальные консультации помогут постепенно сформировать внутреннюю готовность подростков и молодых людей к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации плана своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Первая экскурсия была организована и проведена Центром профессионального образования Самарской области 25 ноября 2013 года в целях популяризации и повышения статуса рабочих профессий на предприятиях ракетно-космической отрасли, ознакомления обучающихся и воспитанников с возможностями профессиональной подготовки и трудоустройства на ОАО «Кузнецов» – ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет.
Экскурсия началась с посещения Учебного центра предприятия. Экскурсантам подробно рассказали о возможности получения профессионального образования непосредственно в Учебном центре предприятия и в учреждениях профессионального образования Самары по профессиям сферы машиностроения и металлообработки – востребованы на предприятии. Экскурсантов заинтересовала перспектива возможности совмещения профессионального обучения и работы, освоение смежных профессий и специальностей, карьерного роста и достойной оплаты труда; перспектива прохождения всех видов практики и гарантия получения рабочего места, обучение в учреждениях профессионального обучения за счет средств предприятия.
В одном из цехов ОАО «Кузнецов» экскурсантам показали процесс изготовления деталей на современных высокоточных металлообрабатывающих станках и оборудовании. Они увидели работу операторов станков с числовым программным управлением, фрезеровщиков, токарей, контролеров ОТК.
Экскурсанты убедились, что кадровая политика предприятия направлена на привлечение, закрепление, профессиональное становление и развитие работников предприятия. А социальная политика дает шанс молодым людям решать свои жилищные проблемы, активно проводить досуг.
Организаторы мероприятия надеются, что экскурсия на ОАО «Кузнецов», посещение других предприятий, иные мероприятия, запланированные в рамках проекта, позволят сформировать у выпускников детских домов адекватные профессиональные планы, получить профессиональное образование и успешно трудоустроиться.