Диагностические методики в профориентационной работе

Одним из важных направлений профориентационной работы с обучающимися является диагностика (от греч. «распознание») их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, способностей, личностных особенностей, мотивации, компетенций, осуществляемая для определения их актуального состояния, особенностей, выявления проблемных зон и ресурсов для дальнейшего развития в плане профессионального самоопределения.
Профориентационная диагностика осуществляется с помощью специально разработанных диагностических методик, которые можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные методики выявляют успешность (результативность) и/или способ (особенности) выполнения той или иной деятельности. К объективным методикам относятся, например, тесты интеллекта и тесты способностей. Особенность объективных методик состоит в том, что они опираются не на словесные ответы или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности.
При использовании субъективных методик диагност получает сведения, сообщаемые о себе самим обследуемым, его самоописание, самооценивание особенностей своей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. К субъективным методикам относятся различные опросники, например, личностные, опросники состояния, настроения и т.п.
Использование объективных методик обязательно требует от диагноста профессиональной психологической подготовки, использование субъективных методик возможно и без глубоких психологических знаний.
Важно помнить об основном методологическом принципе психодиагностики – принципе комплексности. Для того, чтобы получить комплексную информацию об обследуемом, необходимо использовать разноплановые методики.
В профориентационной работе, в основном, используются субъективные методики исследования сферы профессиональных интересов и склонностей, ценностей, мотивов, например, методика «Мотивы выбора профессии» Р.Е. Овчаровой, «Опросник профессиональных предпочтений» Л.Н. Кабардовой, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина. Помимо этого, в профориентационных целях используются методики изучения личностных особенностей, интеллекта, психических процессов (внимание, память, воображение), например, опросник Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, корректурная проба Б. Бурдона.
Значительная часть профориентационных методик до сих пор существует и используется только в бланковом варианте, то есть презентация, регистрация и обработка информации осуществляются вручную, что не только трудозатратно, но и не исключает возможности ошибок при занесении ответов в бланк и обработке результатов.
При выборе (подборе) методик для проведения профориентационной диагностики необходимо знать и помнить следующее:
1. большинство бланковых методик было разработано 20-30 лет назад, поэтому практически в каждой из них содержатся неактуальные, устаревшие формулировки вопросов. Например, в методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова предлагаются такие виды деятельности как «организовать культпоходы», «работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)»;
2. в специальной литературе и в интернет-источниках встречаются разные варианты методик, различающиеся по количеству вопросов, по форме бланка ответов, по обработке результатов и даже по названию. Например, «Опросник профессиональных предпочтений» Л.Н. Кабардовой, в котором заложено 6 типов профессий и 60 вопросов, и «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой, в котором заложено 5 типов профессий и 50 вопросов. Кем привнесены подобные изменения и как они влияют на получаемые результаты диагностики, вопрос открытый;
3. в большинстве методик не указывается, с какого возраста можно применять данную методику;
4. наиболее распространенные бланковые профориентационные методики не подходят для глубокой диагностики, их использование возможно для получения экспресс-информации, ориентировочных сведений, которые, кстати, можно узнать и в результате обычной беседы с обследуемым;
5. заполнение бланков и подсчет результатов достаточно быстро утомляют обследуемых;
6. при групповом использовании бланковых методик могут возникнуть трудности с интерпретацией индивидуальных результатов обследуемых.
Таким образом, наиболее часто используемые в практике бланковые профориентационные методики больше подходят для использования на начальных этапах работы с обследуемым, для получения первичных, ориентировочных сведений, для активизации размышлений обучающихся над вопросами, связанными с профессиональным самоопределением.
В век компьютерных технологий и ценности временных ресурсов целесообразнее для профориентационной диагностики использовать компьютерные диагностические методики, которые позволяют получать комплексные результаты за более короткое время, и являются более привлекательными для обследуемых.
Один из ведущих специалистов по диагностике профессор Л.Ф. Бурлачук говорит о необходимости различать компьютерные версии бланковых диагностических методик и собственно компьютерные диагностические методики.
Компьютерные версии бланковых диагностических являются отличаются от бумажных только тем, что процессы ввода ответов и обработки результатов автоматизированы, выполняются компьютерной программой.
Компьютерные диагностические методики – это методики, с помощью которых осуществляется автоматизированное исследование с формированием индивидуального психодиагностического заключения. Данные методики изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены.
Разработку компьютерных диагностических методик осуществляют крупные научно-практические центры, например, Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Ярославский центр профориентации «Ресурс», Институт практической психологии «Иматон» и другие. Их разработки лицензированы, защищены кодом активации, при необходимости выпускается обновление содержания. Для всех компьютерных методик существуют особые требования к программному обеспечению персонального компьютера, к аппаратной конфигурации (объем оперативной памяти, наличие звуковой карты и т.п.), которые необходимо учитывать при выборе компьютерных диагностических методик для закупки.
Применение компьютерных диагностических методик дает возможность быстро и качественно выполнять математическую обработку полученных данных, применять более сложные методы обработки информации, чем при бланковом тестировании, наглядно представлять результаты, создавать базы данных по результатам диагностики, значительно облегчает качественный анализ.
Диагносту нужно помнить, что данные, получаемые в результате применения любых диагностических методик, не могут служить основанием для категорических выводов. Любая методика – это лишь вспомогательный инструмент, позволяющий получить информацию об обследуемом, которая в дальнейшем нуждается в анализе и уточнении, а результаты диагностических методик – это отправная точка для выстраивания дальнейшей профориентационной работы с обследуемым.