Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

Кликните на интересующий Вас вопрос для просмотра ответа.

Вопрос:
Можно ли на основе одного ФГОС разрабатывать несколько учебных планов?
Ответ:
Федеральные государственные образовательные стандарты являются рамочными документами и определяют требования к результатам обучения, структуре ОПОП и условиям ее реализации, поэтому образовательные учреждения имеют право на основе одного ФГОС разрабатывать и реализовывать различные ОПОП, в том числе с различающимися учебными планами.
Для разных уровней профессионального образования установлены доли вариативной части: для НПО – около 20%, для СПО – около 30% от общего объема учебной нагрузки по циклам.
Вопрос:
Имеют ли право разработчики основной профессиональной образовательной программы изменять требования к компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям, приведенным во ФГОС?
Ответ:
Требования ФГОС к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения. При разработке основной профессиональной образовательной программы разработчики могут вводить дополнительные требования к результатам обучения либо конкретизировать требования ФГОС, если в формулировке присутствует словосочетание «по отраслям» или «по видам».
Вопрос:
Как определить количество лабораторных и практических занятий по каждой дисциплине или междисциплинарному курсу?
Ответ:
Требования к количеству лабораторных и практических занятий по каждой дисциплине или междисциплинарному курсу нормативно не установлены. Имеются рекомендуемые значения практикоориентированности, относящиеся к образовательной программе в целом. Для ОПОП НПО – 65-80%, для ОПОП СПО (базовой подготовки) – 50-65%, для ОПОП СПО (углубленной подготовки) – 50-60%.
Вопрос:
Требуется ли соблюдать кратность объема часов количеству недель в семестре, как это действует сейчас?
Ответ:
Концентрированный принцип организации учебного процесса не требует соблюдать правило кратности объема часов на освоение программы учебной дисциплины или профессионального модуля неделям в учебном семестре или триместре. Это зафиксировано в таблице 2.1. «План учебного процесса» в макете учебного плана – заголовок выглядит так: «Распределение обязательной аудиторной нагрузки по курсам и семестрам/триместрам (час. в семестр/триместр).
Вопрос:
Каким образом в рамках СПО реализуется профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии рабочего»? Можно ли его «проигнорировать» и не выделять на него часы, а дать возможность присвоить разряд по рабочей профессии по итогам прохождения практики, предусмотренной ФГОС СПО по данной специальности? Если нельзя его не раскрывать, то все ли профессиональные модули из ФГОС НПО по родственной профессии следует учитывать? Нужно ли в учебном плане СПО выделять часы на освоение этого профессионального модуля и откуда эти часы брать? Из вариативной части?
Ответ:
Профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих / должностям служащих» является обязательным элементом ОПОП и должен быть реализован в рамках объемов времени, отведенных на освоение программы на основе соответствующих ФГОС СПО. Этот модуль можно считать аналогом программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих / должностям служащих, указанных в Приложении 1. Эти профессии и должности выбраны из классификатора ОК 016-94 (имеют пятиразрядную кодировку) и не совпадают с профессиями НПО (имеют восьмиразрядную кодировку), для которых разработаны собственные ФГОС.
В состав этого модуля могу входить теоретические элементы (МДК), однако возможен и вариант освоения профессии исключительно за счет учебной практики. Часы на практику выделяются из общего фиксированного объема времени, отведенного на учебную и производственную практику (указаны в тексте ФГОС). Если для присвоения квалификации по отдельным профессиям требуется теоретическое обучение, следует предусмотреть соответствующие МДК, аудиторная нагрузка на их освоение может быть израсходована как из обязательной, так и из вариативной части ОПОП.