Итоги региональной Интернет-конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обязательный минимум профориентационных услуг»

Подведены итоги региональной Интернет-конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обязательный минимум профориентационных услуг», состоявшейся в период со 2 по 13 ноября 2015 года в ЦПО Самарской области.
Цели конференции – анализ современного состояния профориентационной работы в регионе, обсуждение перспектив развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Конференция осуществляла свою работу в дистанционном режиме на официальном сайте Организатора по следующим направлениям:
- условия для профессионального самоопределения обучающихся в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта;
- результативность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- перспективы развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в контексте проекта документа «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (разработана Центром профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт образования», 2015 г.), проекта документа «Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.» (основные идеи разрабатываемых документов, цели, задачи, перспективные направления работы, приоритеты и механизмы реализации и др.);
- программы и проекты по профориентации обучающихся, по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- социальное и государственно-частное партнерство с органами власти, органами управления труда и социальной защиты, научными и общественными организациями, негосударственными центрами профориентации, благотворительными фондами, представителями бизнеса и экономики и др. в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- профессиональные пробы как практикоориентированная составляющая процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- предпринимательское образование в системе основного и среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.
В работе конференции приняло участие 23 человека: специалисты, организующие / реализующие / координирующие сопровождение профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций Самарской области (руководители, педагоги, психологи и др.), специалисты заинтересованных организаций, учреждений и ведомств.
На площадке конференции ее участниками размещено 10 статей с описанием конкретного опыта работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, программ по профориентации обучающихся / по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и описанием опыта их реализации, примеров социального и государственно-частного партнерства, примеров организации и проведения профессиональных проб, описанием полученных результатов и пр.
Краткое содержание статей участников Интернет-конференции:
Особенности содержания проектной деятельности обучающихся 9-х классов в рамках реализации предпрофильной подготовки. Алешина Марина Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ «Школа № 89», г. Тольятти. Автор статьи акцентирует внимание на одной из форм профориентационной работы – предпрофильной подготовке обучающихся 9-х классов, в рамках которой реализуется проектная деятельность. В статье изложены особенности содержания, задачи, этапы реализации проектной деятельности обучающихся.
Система работы школы по обеспечению профессионального самоопределения обучающихся. Бурдаева Марина Александровна, учитель биологии, зам. директора по научно-методической работе ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области. Автор статьи описывает систему профессионального самоопределения как трехмерную, делает акцент на том, что самореализация учащихся в условиях сельского образовательного центра осуществляется в рамках трех видов деятельности: учебной, воспитательной и внеклассной.
Условия формирования компетенций профессионального самоопределения школьников. Дахина Татьяна Михайловна, руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск. В статье идет речь о важности своевременного создания условий в формировании профориентационных компетенций для успешной социализации обучающихся в обществе и описывает систему работы Ресурсного центра г.о. Новокуйбышевск, способствующую формированию этих компетенций.
Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии. Зайчикова Ольга Евгеньевна, методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск. В статье автор дает краткое описание одного из направлений подготовки будущих специалистов, оказывающих помощь подросткам в выборе будущей профессии – технологию реализации профессиональных проб.
Сопровождение профессионального самоопределения молодежи на примере МКУ г.о. Самара «Молодежный центр «Самарский». Емельченкова Ирина Юрьевна, заместитель директора МКУ МЦ «Самарский». В статье описаны разнообразные формы непрерывного сопровождения профессионального самоопределения подростков и молодежи, а также опыт реализации городского проекта по популяризации рабочих профессий «Кадры» в МКУ г.о. Самара «Молодежный центр «Самарский».
На пути к будущей профессии. Никольская Лидия Анатольевна, методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. Новокуйбышевск Самарской области. Автор статьи акцентирует внимание на одной из эффективных форм профориентационной работы – Ярмарке профессий «Образование и карьера», реализуемой ГБОУ ДПО ЦПК Ресурсным центром г.о. Новокуйбышевск.
Профессиональное воспитание студентов ГБОУ СПО «СОТАПС», обучающихся по специальности «Документальное обеспечение управления и архивоведение». Из опыта работы. Румянцева Е.А., преподаватель первой категории ГБОУ СПО «Самарский областной техникум аграрного и промышленного сервиса». Автор делится опытом планомерной работы по профессиональному воспитанию студентов техникума, направленному на развитие устойчивого интереса обучающихся к профессии.
Организация комплексного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в сотрудничестве с предприятиями города для успешной реализации кадровых потребностей города, региона. Краснопеева Ирина Викторовна, заместитель директора; Фомина Александра Петровна, педагог-психолог, ГБОУ ДПО ЦПК «Отрадненский РЦ». Авторы статьи делают акцент на взаимодействии образовательных организаций с предприятиями путем создания на базе Отрадненского Ресурсного центра «Координационного центра профессионального самоопределения обучающихся» и предлагают познакомиться с проектом, цель которого – создание условий для успешного профессионального самоопределения обучающихся, быстрой и успешной адаптации их на рынке труда, а также удовлетворение кадровых потребностей региона.
Организация сотрудничества в сфере профориентации с предприятиями и техническими вузами. Дьяченко Маргарита Борисовна, ГБОУ гимназия г. Сызрани. Автор описывает формы сотрудничества с социальными партнерами гимназии: ОАО «Тяжмаш», филиалом ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет в г. Сызрани», филиалом ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Центром социально-трудовой адаптации и профориентации городского округа Сызрань.
Метапредметные результаты обучения и непрерывное образование как основа профессиональной ориентации. Тряпочкина Наталья Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области. Автор акцентирует внимание на непрерывности образования, как процессе наращивания личностного, общекультурного и профессионального потенциала, призванного обеспечить успешную интеграцию этой личности в социуме. Рассматривает метапредметные результаты обучения и непрерывного образования как основу профессиональной ориентации.
Среди материалов конференции обсуждались проекты документов «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», «Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.», другие документы.
Наибольшую активность участники конференции проявили в обсуждении вопросов создания условий для профессионального самоопределения обучающихся, профессиональных проб как практикоориентированной составляющей процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, социального и государственно-частного партнерства с заинтересованными ведомствами.
Участники, чьи материалы соответствовали требованиям положения о конференции и были размещены на сайте конференции, а также лица, принявшие активное участие в обсуждении материалов не менее чем в двух направлениях, получат электронные сертификаты участника Конференции.
В настоящее время идет формирование электронного сборника материалов конференции, выпуск сборника запланирован на 10 декабря 2015 года.